Основные принципы создания развивающей среды.
1. Пожалуй, самый главный принцип при создании дома развивающей среды - это безопасность и экологичность . В комнате ребенка не должно быть никаких хрупких или опасных предметов. Желательно опасные предметы прятать в шкаф, чтобы не было доступа малышу. Продаются специальные ограничители, не позволяющие ребенку самому открыть дверцы. Розетки так же должны быть закрыты специальными заглушками. Лучше в детской комнате установить мебель из натурального дерева. Желательно текстиль и ковры покупать из натуральных материалов. И отказаться от игрушек, имеющих сильный запах, возможно они изготовлены из химически опасных материалов.
2. Соблюдение соответствия размеров мебели росту ребенка.
Хорошо, если у ребенка в комнате стоит мебель удобного для него размера. Чтобы он сам мог повесить вещи в шкаф, дотянуться до полки, сидеть на невысоком стуле и за столом по размеру -чтобы не испортить свой позвоночник. Чтобы ребенку было удобно собрать игрушки и разложить все по своим местам на невысоких стеллажах и полках. В ванной и в прихожей можно установить крючки на уровне рук ребенка. Очень хорошо, если включатели света в комнате будут на уровне доступа ребенка.
3. Разделение на зоны. Такое разделение позволит малышу научиться самостоятельности. Так же зонирование стимулирует ребенка к порядку, ведь он точно будет знать где должна находиться любая вещь.
В комнате ребенка можно создать несколько зон:
Зона сна, в которой стоит невысокая кроватка, есть ночник. Чтобы ребенок без помощи взрослого мог сам лечь спать.
Зона для переодевания. Включает в себя шкаф или комод, где вещи для повседневной носки лежат на доступном для малыша месте. А вещи не по сезону можно убрать в другой шкаф или на более высокие полки.
Зона игр. Это свободное пространство для активных занятий ребенка. Например эта зона может быть ограничена ковром. Здесь ребенок может бегать, кувыркаться, играть, катать машинки ит.п. Можно оснастить зону активности спортивным уголком с использованием матов.
Зона творчества. Это может быть стол и стул по размеру, источник света. Рядом стеллаж для размещения материалов для творчества.
Очень хорошо если есть возможность использовать стены для различных экспозиций например рисунков ребенка. Или можно повесить обучающие плакаты. Так же на стене можно повесить доску для заметок, куда удобно записывать маркером режим дня, цели ит.д. Я для этих целей использовала торец шкафа, наклеила специальную пленку на которой можно писать маркером.
Если размеры квартиры не позволяют выделить для ребенка отдельную комнату, можно попытаться организовать зоны, но разместить их по всей квартире. На данный момент площадь детской комнаты не позволяет организовать все необходимые зоны. Поэтому часть зон (творчества и игр) у нас находится в другой комнате.
Покажу как некоторые идеи осуществленные у меня.
Торец шкафа с пленкой для записи, использую я, так как ребенок еще не умеет писать:
Расположение розеток на удобной для малыша высоте:
Наш спортивный уголок. Пока только такой. На полноценный не хватает места. Лесенка маленькая, можно её убрать. Используется только под присмотром взрослых, так как ребенок еще маленький.