Психологическая расшифровка-интерпретация рисунков
Рисунок даёт возможность определить склад личности, отношения к разным сторонам жизненных ситуаций, людей, состояние психического и физического здоровья, нравственное развитие, потребности, ценности, желания, мечты. Рисунок даёт возможность диагностировать, корректировать и формировать будущее человека.
Психолог обращает внимание на возраст и оценивает умственные способности человека, личностные особенности-переживания, стремления, представления. В рисунке человек полностью передаёт своё отношение к происходящему и к себе. Так же обращает внимание, что выбрал человек, карандаши, краски, какой нажим такой уровень тревожности на данный момент. Темп выполнения, в какие моменты паузы, перерывы, последовательность нарисованного. Рисунок и процесс рисования - это сильнейший диагностический материал. Например, у больных шизофренией, когда они рисуют человека, не помещается голова, особенно верхняя часть. И даже когда их просишь или спрашиваешь, почему не нарисовал, они отвечают: «Не поместилась». С высоким уровнем тревожности, человек нажимает на карандаш так, что лист прорывается, штрихи утолщаются. И с помощью рисования, человек может самостоятельно снять своё болезненное состояние.
Расшифровка деталей на рисунке:
Информация из психологического опыта работы с детьми и взрослыми с нормой и паталогией.
Рассматривайте детали на рисунке и какое общее впечатление о рисунке, сюжете. Что делает человек, как связан с другими фигурками, ситуации вокруг фигурки.
Отсутствие основных частей тела говорят о вытеснении чего то главного основного из жизни, так же человек рисует, и ребёнок и взрослый, если отсутствует в его теле (нет правого пальца, нет левого глаза, почки), человек так и рисует, но потом говорит забыл дорисовать.
Если нарисован разорванный символ-это противоположное значение
Так же обратите внимание, когда вы просите ребёнка нарисовать что то конкретное, в какой части листа он рисует, какого размера. Например лист А4 , рисует человека-себя, в правом крайнем углу, еле заметного.
С органическими поражениями мозга рисуют внутренние органы наружу, или человека как прозрачного. Либо рисуют человека схематически, это палка- палка огуречик, получился человечек, отсутствуют какие-то части тела. Ребёнок рисует много мелких-мелких деталей, а соединить их не может, не видит целой картинки, не может выбрать суть, главное.
С расстройствами личности, а особенно с шизофренией, рисуют извращённые части тела, например, очень длинные руки, очень маленькое тело, а ноги длинные и закрученные. Нарисуют квадрат, где одна сторона плывёт.
С антисоциальным поведением, зависимостями, рисуют себя с сигаретами, бутылкой водки, шприцами, прорисованы половые органы.
Обрати внимание на не соответствия, не гармоничность, рисунка. Такое ощущение как чего-то не хватает, или что очень пугает, есть разорванность рисунка в целом, фигур, разных деталей, невозможно уловить смысл, много деталей, но они никак друг с другом не взаимодействуют. Когда нарисована например фигура человека, а всё состоит из разных деталей и разных размеров (одна рука длинная, другая очень короткая, палец это ведро, живот-шуруп, голова-дерево. Когда Вы видите не просто творчество, а нелепость, хаос, нет целостности, такое ощущение внутренней разбалансированности.
Ровно что на листе то и внутри человека, он так себя чувствует когда таким себя рисует, или мир вокруг себя, его мир выглядит на данный момент именно так как Вы видите на рисунке, он ничего не придумывает, он так живёт. И если ему сложно и трудно, то мы можем попытаться ему помочь адаптироваться в данной среде. Поэтому смотрите чаще на рисунки своих детей, и вы будете понимать как они себя видят и чувствуют в этом мире, и воспринимают мир вокруг себя.
-Ноги – основа, опора, куда несут, обратите внимание.
-Одежда - обратить внимание, какие части тела скрывает человек. Это изначальный образ, манера одеваться.
Длинные пышные платья – романтичность
Монашеские наряды -замкнутый образ жизни
Рыцарские доспехи- поклонник, отстаивает свою или чью-то честь, защищается.
Одет как профессор-наставник, критик, учитель
-Голова-роль в жизни
Маленькая голова - не играет роли в жизни
Отсутствие головы - не осмотрительность потеря головы
-Жесты фигурок- подсказывают каких людей человек видит
-Головные уборы- в рисунке указывают на узнавание, а жесты открывают содержание, раскрывают замыслы, переживания.
Покрывало на голове -тайна
Корона -замыслы
Треугольник-сильные чувства, любовный треугольник
Рожки-необходимость делать выбор, символ неприрывности жизни, сомнения.
Птичье гнездо на голове- связано с проблемами в доме в семье
Военный шлем- нуждается в защите, предупреждает об опасности
Лавровый венок-нуждается в признании, возвышенности в почести
Терновый венец на голове- страдания, испытания, как миссия, так и жертва.
-Выражение лиц и глаз
Злобное выражение лица - может говорить о затаённой злобе, скрытой, не выраженной.
Зубы или клыки - это вербальная агрессия, кулаки -не вербальная агрессия, защищается, или нападает, надо смотреть на другие детали и уточнять.
Маски на глазах, тёмные лица - человек не хочет видеть, или хочет спрятаться.
Один глаз закрыт -хулиганские выходки
Тёмные очки -упустил из вида (ту ситуацию которая нарисована)
Обычные очки -детально рассматривает
Глаза закрыты шарфом покрывалом -нежелание открывать свои глаза намерено
Прищуривание глаз-подозрительность
Широко рассматривает -удивление
Один глаз –слеп, не всегда видит, когда нужно проявить бдительность
Если вместо глаз ключ молоток нож то человек подбирает инструменты к решению.
-Рот- выражение чувств и намерений.
Отсутствие рта -нет желания говорить разговаривать
Рот крестом –запрет говорить что-то определённое
Флажок вместо рта- сигнал тревоги
-Фигура-признак узнавания человека
Большая голова – опухла от проблем, думает много, придаёт значение уму и разуму
Маленькое тело относительно других частей тела-болезнь, страдания
-Руки- поддержка, рука помощи, направляет в прошлое или будущее.
-Крылья на руках, или вместо рук - фантазии, мечты, отрованность от земли.