Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Диагностические и коррекционные техники работы

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #980

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Диагностические и коррекционные техники работы с детской ладошкой.
Коррекционные упражнения с использованием собственной ладошки особенно полезны детям, пережившим травматичный опыт: семейные ссоры, физические травмы, больницу, любой новый опыт или события, которые ребенку трудно выдержать и активно отреагировать. В таких случаях ребенок может переживать резкие эмоциональные скачки, различные страхи, повышенную тревожность, агрессию.

Так же некоторые упражнения я предлагаю родителям в качестве самостоятельных домашних заданий с детьми в целях профилактики. Дети всегда с большим удовольствием выполняют упражнения с ладошками.

Опишу интересные и эффективные, на мой взгляд, которые часто использую в своей практике.

Обрисовывание, раскрашивание, отпечатки ладошки (возвращение и укрепление своего «Я»). Эти упражнения я использую в работе с детьми от 3 лет и старше.

- Здесь хороши любые игры с ладошкой: обрисовать и раскрасить, предложенными на выбор материалами (карандаши, краски, фломастеры). Можно предложить вырезать ладошку ножницами, предварительно обрисовав ее на выбранной ребенком цветной бумаге.

Вырезанную ладошку можно превратить в домик и обыграть в песочнице. Пригласить жителей, украсить к домику дорожки и, таким образом, создать целый город или даже мир. И дом-ладошка – это часть мира.

Почти всегда, дети после занятий, хотят забрать домой вырезанные и раскрашенные ими ладошки.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #982

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Дополнительную к другим методам диагностику, можно провести по характеру рисунка, дополнительных деталей, нарисованных ребенком по желанию, выбору цветов и материалов для раскрашивания.

- Отпечатки пальчиковыми красками на бумаге, отпечатки в глине (эти техники хорошо использовать в комплексной работе при энкопрезе), особый детский восторг я заметила в процессе закапывания и откапывания ладошки в песочнице. Украшение отпечатка ладошки различными материалами (бисер, ленты, природные материалы). А так же различные, совместные с родителем, пальчиковые игры, где может участвовать вся поверхность и тыльные стороны ладоней.

Ладошка — как мандала, возвращающая и укрепляющая «Я». Она — олицетворение всего тела ребенка и его самости.

2. Упражнение «Мои хорошие качества» (улучшает контакт с собой, повышает самооценку, активирует внутренние ресурсы).

Это упражнение я применяю в работе с детьми от 4,5-5 лет.

Предлагаю ребенку обвести ладошку карандашом. Если ребенок умеет уже писать, говорю что в центре ладошки нужно написать свое имя. Если сам затрудняется – помогаю. Затем говорю:

- Теперь в каждый пальчик впиши свое хорошее качество. В чем ты молодец?

Есть дети, затрудняющиеся ответить на такой вопрос. Тогда помогаю.

Пример из практики:

- Ты любишь животных?

- Да.

- А какие люди любят животных? Какие люди заботятся о них? Что можно сказать о таких людях? Какие они?

- Они добрые.

- И ты любишь животных, и тебе тоже нравится заботиться о них. Значит ты какой?

У ребенка светлеет лицо и появляется улыбка:

- Я – добрый!

- Замечательно! На каком пальчике ты напишешь это качество?

- На большом!

Таким образом, мы заполнили каждый пальчик. Хочу отметить, что с каждым новым хорошим качеством ребенок с большей легкостью и удовольствием находил в себе новые положительные качества уже сам.

В качестве домашнего задания, предлагаю родителю повесить наш результат дома на видное место, стараться каждый день проговаривать вслух хорошие качества ребенка. А так же обрисовать другую ладошку и заполнить новыми качествами.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #983

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Диагностическое упражнение «Дактилограмма». (1)

Это упражнение рекомендуется проводить с детьми младшего школьного возраста и старше.

(определение роли и места ребенка в межличностных отношениях, изучение наиболее значимых людей в его жизни, выявление характера взаимоотношений в семье)

Предлагаю обвести ладошку, приложив к листу бумаги. Затем написать свое имя на одном из пальчиков, а затем имена значимых людей на других пальчиках. Если одной руки недостаточно, обводим вторую.

Интерпретация результата:

Выбирая палец для своего имени, ребенок бессознательно проецирует характер внутрисемейных и межличностных (напр.внутриклассных) отношений. Выбор для «Я» среднего пальца свидетельствует о его комфортных ощущениях в данных группах. Безымянный или указательный – незначительное отклонение от нормы, некоторая неуверенность и дискомфорт, заниженная самооценка. Мизинец или большой палец – явный дискомфорт, обособленность и неуверенность.

Так же по обозначению значимых людей на остальных пальцах можно рассмотреть не только разнообразие его коммуникаций, но и степень важности человека для ребенка.

Например, если ребенок школьного возраста обозначает только членов семьи, то это может говорить о том, что он плохо адаптировался в новой для себя среде. И эту информацию необходимо учесть и родителям и педагогам.

Тестирование можно дополнять вопросами:

- Почему ты расположил этих людей именно так?

- Хочется что-нибудь изменить или поменять местами?

- Чтобы ты сделал, если бы этот человек оказался рядом? Чтобы ты при этом почувствовал?

Обращается внимание на то насколько хаотично или последовательно ребенок располагал значимых людей и как часто менял их позиционное расположение.

Е. Быкасова
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #984

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Как помочь ребенку говорить о своих чувствах и переживаниях.
С первого момента появления ребенка на свет и даже до его рождения мы вступаем с ним в эмоциональный контакт. Наблюдая за сменой настроений, гримасок, вытирая ему слезы или дружно хохоча мы пытаемся понять, что он чувствует, что с ним происходит. У каждого ребенка есть своя эмоциональная палитра, но насколько она будет богата и разнообразна, насколько чистыми и яркими будут оттенки, во многом зависит от нас, родителей. Чтобы он мог переживать свои чувства полно и глубоко, понимая и не пугаясь их, и в то же время чтобы умел выражать их вовне уместно и понятно для окружающих, ему понадобится помощь «проводника»
Изначально, весь эмоциональный репертуар малыша состоит из ограниченного количества реакций. Негативный полюс в основном выражается плачем во всех вариациях от хныканья до рыданий, а позитивный — улыбкой, смехом или умиротворенным спокойствием. На этом этапе родителям приходится настроить свои эмоциональные «радары» на очень высокий уровень чувствительности, чтобы понимать о чем плачет чадо и в чем нуждается. С радостной частью спектра проще — ребенок доволен и вам не о чем беспокоиться, можно радоваться вместе с ним. Такая тонкая взаимная настройка очень важна, она станет основой для доверительного контакта и взаимопонимания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #985

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Постепенно эмоциональная жизнь ребенка усложняется, становится более разнообразной, появляются новые способы показать свое состояние, свои переживания. Удивление, восхищение, любопытство, восторг, испуг, злость, обида — мир эмоций маленького человека открыт для вас. Он находится в постоянном потоке новых впечатлений и немедленно реагирует на них. Он переходит от одного состояния к другому, еще не умея понять, что с ним происходит, но ему очень важно, чтобы его понимали окружающие, в первую очередь родители. Ребенку нужно, чтобы вы объясняли ему его самого, те спонтанные реакции, которые «выпрыгивают» из него, иногда очень бурные и непредсказуемые. Например, если ваш ребенок потерпел неудачу на детской площадке и обиженно рыдает, можно сказать: «Я вижу как ты расстроился из-за того, что тебя не приняли в игру. Это очень обидно. Надеюсь, тебе все таки удастся подружиться с ними. Или ты можешь попробовать поиграть с кем-то другим». Так вы не только посочувствуете своему ребенку, но и дадите знать, что его положение не безвыходное, вы не считаете его беспомощным, и надеетесь, что новая попытка будет успешной.
Чтобы ребенок научился лучше ориентироваться в потоке эмоций важно не только говорить ему о том, что по вашему мнению с ним происходит, но и стараться ясно и однозначно показывать собственные переживания. Если его поступок вас рассердил или огорчил, дайте ему об этом знать, не подменяйте прямое выражение чувств замкнутостью или враждебным молчанием. Если ребенок дал вам повод для восхищения и гордости, не скупитесь, пусть он узнает об этом. Помогая своему чаду упорядочить и понять его переживания, мы получаем возможность вступить в близкий контакт с собственными.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #987

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Многим родителям бывает трудно «раскрываться» перед своими детьми, взрослея, мы учимся держать лицо и скрывать некоторые чувства. Ребенку же важно, чтобы родитель был понятным, близким, открытым и предсказуемым в своих реакциях на него. Но, в тоже время, это не значит, что мы должны вываливать на детскую голову все свои неприятности. Если вы находитесь в стрессе и вас легко вывести из равновесия, постарайтесь отложить на некоторое время совместные игры. Дети легко "заражаются" эмоциональным состоянием родителей. Лучше сказать об этом ребенку. "Я сейчас очень расстроена, поиграй, пожалуйста, сам. Мне надо успокоиться". Детям свойственно многое принимать на свой счет, ребенку важно услышать, что ваше состояние не связано с ним.
Почему важно научить ребенка распознавать свои эмоции и чувства, дать им названия? Это безусловно даст ему возможность хорошо знать себя, свои сильные и слабые стороны. А значит, чем лучше он будет ориентирован, тем лучше он будет регулировать свое поведение, научится оттормаживать некоторые реакции, неуместные в определенный момент. Он сможет сообщить вам о своих переживаниях, вместо того чтобы замыкаться или «заметать их под ковер», он сможет запросить эмоциональную поддержку, предложить вместе чему-то порадоваться, разделить восхищение и восторг. Кроме того сформированное представление о собственных эмоциях поможет ему лучше понимать других людей, причины их реакций и поступков. Давайте ребенку понять, что его переживания важны и заслуживают сочувствия, но также показывайте ему, что ваши чувства имеют не меньшее значение. Это даст ему возможность преодолеть эгоцентрическую позицию, свойственную всем детям и научиться сопереживанию, научиться учитывать чувства и интересы других людей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #988

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Советы родителям:

– Техника «называния чувств» очень популярный психологический прием во взаимодействии с ребенком, но нужно понимать как им пользоваться, чтобы это имело смысл для вашего чада. Простой констатации чувств недостаточно. Мало сказать ребенку «Ты сейчас злишься». Да, он зол, не может успокоиться и чувствует себя из-за этого беспомощным. Ваша реплика не принесет ему облегчения, а скорее всего приведет к усилению гнева. Когда вы называете для ребенка чувства, стоит назвать и причину, и пути выхода из этого переживания. А также обязательно дать понять, что каким бы ни было его огорчение — оно закончится, он постепенно успокоится и его состояние изменится. Например, попробуйте сказать: «Ты злишься на меня, потому что я не позволила тебе лечь спать попозже. У меня есть причины для этого. Когда ты немного успокоишься, я попробую тебе их объяснить. Надеюсь мы сможем договориться.»
– Очень часто «называние чувств» используют для того, чтобы помочь ребенку справиться с «плохими чувствами» - гневом, обидой, подавленностью. Но не забывайте, что многим детям нужна помощь в свободном и спонтанном выражении «хороших» чувств - радости, дружелюбия, нежности.
– Не ждите, что воспитательные стратегии заработают сразу. Для того чтобы произошли изменения в эмоциональной сфере ребенка, необходимо определенное время. Но наступит момент, когда его душевная жизнь станет более упорядоченной и гармоничной.
Богданова Наталия Владимировна
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #999

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Что делать, если ребенок испугался?
Вне зависимости от того, реальна ли была опасность для ребенка, очень важна первая реакция взрослого и его дальнейшие действия. Если взрослый был рядом в момент испуга очень важно поддержать ребенка, продемонстрировав свое спокойствие: обнять, успокоить, объяснить, по возможности показать безопасность источника испуга (если это, действительно, безопасно) или рассказать подробнее об источнике, и сообщить, что все уже позади. В ситуации, когда опасность несла реальную угрозу для жизни, и испуган был не только ребенок, но и взрослый, важно все же найти в себе силы и уверенность, чтобы спокойно объяснить ребенку, что произошло (конечно, после того, как будут выполнены все необходимые действия по устранению опасности и последствий, угрожающих жизни или здоровью взрослого и ребенка).

Чего не стоит делать взрослому, если ребенок чего-то испугался, или, когда он демонстрирует страх перед чем-то:
- смеяться над страхами ребенка и его реакциями;
- говорить, что то, чего он боится – ерунда, которой не стоит бояться (в реальности ребенка, это, действительно, страшный объект);
- стыдить ребенка за страхи;
- подкреплять страхи ребенка в удобной для себя ситуации («не успокоишься, отдам тебя Бабе Яге»);
- отталкивать ребенка от себя (физически и эмоционально), оставлять один на один со своими страхами, чтобы научить его справляться с ними «самостоятельно».

Что может сделать взрослый, чтобы минимизировать негативные последствия испуга:
- поддержать и успокоить ребенка всеми доступными способами (укачивание, тактильный контакт, поддерживающие слова, умиротворяющий темп речи, улыбка);
- повторять поддержку всякий раз, когда ребенок демонстрирует испуг на прежний объект (даже, если это повторяется «100 раз на дню уже неделю»);
- рассказать ребенку как можно подробнее о том объекте, который его пугает (даже если это совсем маленький ребенок);
- дать ребенку познакомиться с «моделью» пугающего объекта, когда он будет к этому готов (например, показать игрушечную собаку, если причиной испуга были собаки);
- разыгрывать с игрушками сюжеты, схожие с ситуацией испуга;
- рассказывать сказки со схожим сюжетом, придумывать хорошую развязку;
- уделять ребенку в период переживания им страха больше своего внимания.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #1001

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Что может свидетельствовать о необходимости обратиться к специалистам:
- сильная эмоциональная реакция сохраняется длительное время (больше недели), ее интенсивность не снижается;
- у ребенка резко изменилось поведение (появились беспричинные капризы, замкнутость, изменились привычки и др.);
- у ребенка нарушился сон, появились ночные кошмары или участились просыпания и беспокойный сон;
- нарушилось пищевое поведение (резко снизился аппетит, изменились пищевые предпочтения);
- появились тошнота, рвота, нервные тики, недержание (как дневное, так и ночное);
- изменилось социальное поведение ребенка, его эмоциональное состояние;
- страхи стали распространяться на другие объекты и ситуации, изначально не связанные с ситуацией испуга.
Если Вы заметили что-то из перечисленного у своего ребенка, перенесшего испуг, обратитесь к специалисту: неврологу и детскому психологу. Ситуация испуга, связанная с угрозой для Вашей жизни или жизни ребенка, требует обращения к специалисту незамедлительно для диагностики состояния ребенка и принятия своевременных мер.
Тюмкова Дарья Ивановна
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Диагностические и коррекционные техники работы 1 год 9 мес. назад #1002

  • Flox
  • Flox аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 33
  • Спасибо получено: 1
Арт-банка в работе с детьми
Скорее всего Вы знаете упражнение «Банка секретов» и используете его в своей профессиональной деятельности. У меня есть своё упражнение с банкой, которым и решила поделиться. Появилось оно после знакомства с работами португальского дизайнера и иллюстратора Inna Ogando. В простой банке помещался целый мир.

Так в моей практике появилось упражнение «Банка», которое я использую в работе с детьми и взрослыми. Нам нужны:

- шаблон банки (вы можете взять другие шаблоны);

- цветные карандаши/фломастеры;

- ножницы/спички (если «банку» надо символически уничтожить).

Перед тем, как перейти к упражнению «Банка» с детьми (зависит от возраста ребёнка), я рассказываю и показываю фото различных банок (с консервацией, декоративных) или играю в игру «Поймай жука» (если не знаете такой, найдите в Интернете). Затем в зависимости от проблемы предлагаем заполнить «банку» - обидами, страхами или если используем «банку», как ресурс, радостью.



Как банка страха стала ресурсной.

На приёме Аня В. (8 лет) после пребывания в летнем лагере стала боятся спать с выключенным светом.

- В эту банку можно положить всё-всё-всё что тебе не нравится.

- Я положу в туда ночь (закрашивает банку чёрным цветом).

- Как интересно, расскажи, а почему ты положила туда ночь.

- Ночью темно и не видно кто в ней прячется. В лагере перед отбоем Маша рассказывала истории, которые происходили ночью, страшилки всякие.

- Страшно было?

- Да. Я теперь всё ночь сплю с включённой лампой, но папа ругается. Он говорит, что я большая и нечего верить во всякую ерунду.

- А чтобы тебе помогло прогнать страх? Вдруг электричество отключат?

- Не знаю (задумалась).

- Давай попробуем найти то, что поможет тебе справиться со страхом и будет с тобой всегда. То, что нельзя выключить или забрать у тебя, это может остаться твоим секретом. На смену дню с солнышком приходит ночь с луной и звёздами, которые дарят свой свет, тем кто ими любуется или указывают дорогу тем, кто сбился с пути, а ещё они открывают свои тайны тем, кто их изучает.

Аня нарисовала на банке звёзды и попросила оставить её себе.

Со взрослыми, в сложный жизненный период (развод, переезд, смена жизненных ориентиров), можно использовать «банку обид», как нарисованную, так и стеклянную, которую «наполненную» обидами можно разбить и выкинуть в мусорное ведро.

В качестве ресурса можно предложить упражнение «Банка дня», когда клиент, каждый день «заполняет» (рисует, пишет, делает коллаж из фотографий или вырезок из журналов) банку положительными впечатлениями за прошедший день.




Мамаева Татьяна Сергеевна
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2