Добро пожаловать, Гость
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Восстановление речи у деток с ДЦП.

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 6 мес. назад #702

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
Реабилитацию деток с ДЦП я буду рассматривать с точки зрения восстановления речи. Нам с вами известно, что при данном заболевании у детишек часть мышц очень сильно напряжена (гипертонус), а другая часть мышц - антогонистов (это группа мышц, которая выполняет противоположные действия мышцам, которые в данном случае в гипертонусе) находится в крайне расслабленном состоянии (гипотонус). Такое положение мышечного каркаса влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на функцию речи и жевания. Все мышцы в теле человека взаимосвязаны. Так вот, нам с вами необходимо напряженные мышцы расслабить, а расслабленные привести в нормальный тонус. Звучит, конечно, легко. Но как показывает практика достичь такого результата очень даже сложно. Причина в том, что за передачу нервных импульсов, которые в том числе отвечают за работу мышц несёт ответственность головной мозг. А при ДЦП структуры головного мозга повреждены. Соответственно и передача нервных импульсов искажается. Наша с вами задача максимально адаптировать ребёнка и обучить его речи и навыкам самообслуживания. Вообще, забегая вперед, я хочу отметить, что не всегда диагноз ДЦП - это ужас кошмарный. Все зависит от степени поражения головного мозга. И есть случаи, когда грамотная реабилитация давала достаточно хороший результат, вплоть до того, что мальчик с ДЦП смог заниматься футболом (конечно, он участвовал в команде деток с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но тем не менее это потрясающий результат). Так вот, вернемся к нашим мышцам, точнее мышцам речевого аппарата. Из-за рассогласованности в работе мышц малышу становится крайне сложно говорить и его речь малопонятна, так же ему достаточно проблематично пережевывать твердую пищу.
- Нам на помощь приходит логопедический массаж, который направлен на расслабление мышц в тонусе и на активацию атоничных мышц. Как правило, определить потребности той или иной мышцы легко, достаточно просто погладить личико малыша и под пальцами вы ощутите тонус или атонию. Самостоятельно выполнять логопедический массаж не стоит, так как мы можем усугубить положение дел неверными движениями. Вы понаблюдайте за тем как специалист выполняет массаж и попросите обучить вас простым приемам.А вот самостоятельно вы можете проводить массаж кистей рук и большого пальца (если рассматривать головной мозг, то проекция этих органов и речевой зоны очень близко расположены и их активация приводит к развитию речевой зоны). Для массажа применяются поглаживающие, растирающие щипковые движения. Опять же вам достаточно внимательно понаблюдать за действиями специалиста и дома частично повторить такой массаж.
- Для того, что бы восстановить подвижность языка мы за щеку ребёночку кладем шарик из ваты и просим его выплюнуть (малышу для этого приходится языком доставать шарик ваты из-за щеки и выталкивать его наружу). Это достаточно сложное упражнение и требует сил со стороны ребёнка. Стараемся выполнять с малышом артикуляционную гимнастику, которая не только "работает" с языком, но и с жевательными мышцами в том числе. Артикуляционную гимнастику лучше выполнять по подражанию (т.е. взрослый показывает, ребёнок повторяет). Наберитесь терпения , ведь для ребенка эти упражнения даются не легко. Но в игре со смехом и стихами ваше чадо с удовольствием будет стараться. Хвалите его за каждое выполненное упражнение, даже если сейчас малыш не совсем верно сделал, помните, что в следующий раз у него получится лучше.
-Для восстановления чувствительности и двигательной активности рук (и не только :) ) можно использовать метод локальной контрастотермии. Не пугайтесь названия! Это всего навсего применение холода и тепла ;) . Но этот метод позволяет получить поразительные результаты. Ведь от холода сосуды сужаются, а от тепла расширяются, что в результате улучшает питание тканей. А еще такое воздействие стимулирует рецепторные ощущения кожи. А если проводить такую процедуру в виде игры, то малыш будет в восторге! Для холодового воздействия вы можете использовать лёд, пузырь со льдом, ёмкость с холодной водой и др. А для теплового подойдет грелка, теплая вода, нагретая ложка или растирание шерстяными варежками.
Пожалуйста, помните, что все процедуры, которые я описала относятся к физиотерапии и здесь есть свои правила выполнения той или иной процедуры.
В последующих постах я более подробно расскажу вам о необходимых условиях и технике безопасности при выполнении массажа или контрастотермии.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, KNOPA, 301081osokina, Валюха, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 6 мес. назад #715

  • LADAVEDA
  • LADAVEDA аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 31
  • Спасибо получено: 41
Моя давнишняя знакомая имеет ребенка с ДЦП,и я точно знаю что бы восстанавливалась речь у таких деток делают массаж во рту,разминают и массажируют ротовую полость..
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: KNOPA, Фесс, Валюха, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #913

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
Хочу вкратце обозначить тему логопедического массажа. Массаж - достаточно эффективная и важная процедура в реабитилатации деток. Логопедисеский массаж направлен на снятие излишнего тонуса гипертрофированных мышц шеи и лица, а так же на восстановление нормального тонуса атоничных мышц (мы с вами помним, что если где-то какая-то мышца находится в излишнем напряжении, то мышца - антогонист обязательно атонична). Так же массаж улучшает питание и кровообращение в зоне массажа и имеет отличный психотерапевтический эффект. Обязательным условием для проведения этой процедуры является отсутствие аллергии и сопутствуюших заболеваний (например, насморка или момент прорезывания зубов и т.д.). Вторым условием является хорошие доверительные взаимоотношения малыша с массажистом, и третье условие - это благоприятная спокойная обстановка и комфортная температура окружающей среды .
Важным моментом является и выбор верной позы малыша во время массажа, потому как неверная поза вызывает напряжение отдельных групп мышц, что в итоге приводит к неравномерному балансу тонус/расслабление мышц. При выборе позы ориентируемся на удобство ребёнка и его эмоциональное состояние. Потому что тревожное или негативное настроение ведёт к усилению тонуса мышц. Массаж можно делать в положении лёжа на спине или на животе, обязательно подкладываем валик или под шею или под грудь (в зависимости от позы). Главное помним, что положение ребёнка должно быть комфортно для него и обеспечивать максимальное расслабление! Прежде чем приступить к массажу лица и языка мы выполняем движения направленные на расслабление мышц шеи. Для этого одну руку кладем под шею ребёнка, а вторую на лоб и проводим очень лёгкие покачивающие движения.
В принципе, при работе с детками с дцп основным направлением является устранение избыточного тонуса. Если ребёнок испытывает волнение, то на первом сеансе можно положить малыша в позу эмбриона и напевая спокойную песенку покачать его и на этом закончить процедуру. Не спешите сделать много движений за один сеанс. Наша приоритетная задача это эмоциональное спокойствие и физическое расслабление карапуза. Массаж можно выполнять в сочетании с небольшим количеством расслабляющего масла (если у ребёнка нет противопоказаний). Все движения лёгкие, мягкие и нежные. А самое главное теплота во взгляде и спокойный тон в голосе. Как только малыш научится расслабляться дело пойдёт семимильными шагами к успеху. Ниже я приведу ориентировочные схемы логопедического массажа. Мы всегда начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием. Сначала погладили и расслабили мышцы, потом используем растирающие и вибрирующие движения и в завершение снова погладили. Направление массажных движений на каждом этапе в принципе одинаково (см. схему). Теоретически, конечно, мама может и сама выполнить массаж, но специалист сможет проработать лучше. И дело не в том, что у мамы нет опыта, а в том что специалист не побоится сделать не так. В ходе курса процедур мама может научиться самостоятельно выполнять некоторые приёмы, но изначально всё же не стоит самой сломя голову рваться в бой. Не бойтесь прибегать к помощи студентов или начинающих специалистов, у них не так много опыта, зато есть азарт и интерес (эти качества стимулируют специалиста к росту) и нацеленность на результат. И поверьте, когда молодой массажист увидит эффект от своей помощи он будет радоваться с вашим ребёнком на равне (прошу прощения, мне вспомнились студенческие дни :oops:).
Массаж языка следует выполнять очень осторожно. Во-первых, что бы не простимуллировать рвотный рефлекс. Во-вторых, у детишек с дцп часто повышенное слюноотделение, что доставляет определённые неудобства. И в - третьих, в принципе само по себе не очень приятно, когда чужие руки лазают у тебя во рту. Для того, что бы снизить рвотный рефлекс мы выполняем логопедисеский массаж до кормления ребёнка, не стоит сразу после еды лезть малышу в рот. Схему массажа языка я так же прикрепила.
За кажущейся простотой процедуры скрывается огромная помощь ребетёнку, не отбрасывайте массаж как баловство.


Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, KNOPA, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1024

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
В предыдущем посте я рассказала о необходимости логопедического массажа деткам с дцп и обозначила основные понятия. Сегодня же я хочу добавить немного информации о массаже языка. Если с массажем лица всё предельно ясно - все движения мы выполняем руками, то вот на счёт языка возникают вопросы - а как массировать язык? Тут нам на помощь приходят либо логопедические зонды для массажа либо подручные средства. Оговорюсь сразу, что специалисту использовать зонды может быть удобнее, но как правило, детки пугаются этих "непонятных железяк" и ещё больше напрягаются. А особенно детки с дцп, которые в силу своего недуга постоянно сталкиваются с различными непонятными и пугающими медицинскими приспособлениями. А мы с вами помним, что самое важное в работе с карапузами это их спокойствие и расслабление. Поэтому для проведения массажа языка мы можем использовать знакомые ребёнку предметы, например, зубную щётку. Ниже я прикреплю схему массажа языка, который можно выполнять щетками. А так же различные варианты щеток. Если у ребёночка повышенный рвотный рефлекс, то можно использовать щётки с ограничителем. Если карапузу не нравится классическая зубная щётка, то можно использовать силиконовый напальчник с щетинками. Главное, что бы малышу нравилась щеточка для массажа и она вызывала приятные ассоциации.


Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, KNOPA, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1025

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
В предыдущем посте я рассказала о необходимости логопедического массажа деткам с дцп и обозначила основные понятия. Сегодня же я хочу добавить немного информации о массаже языка. Если с массажем лица всё предельно ясно - все движения мы выполняем руками, то вот на счёт языка возникают вопросы - а как массировать язык? Тут нам на помощь приходят либо логопедические зонды для массажа либо подручные средства. Оговорюсь сразу, что специалисту использовать зонды может быть удобнее, но как правило, детки пугаются этих "непонятных железяк" и ещё больше напрягаются. А особенно детки с дцп, которые в силу своего недуга постоянно сталкиваются с различными непонятными и пугающими медицинскими приспособлениями. А мы с вами помним, что самое важное в работе с карапузами это их спокойствие и расслабление. Поэтому для проведения массажа языка мы можем использовать знакомые ребёнку предметы, например, зубную щётку. Ниже я прикреплю схему массажа языка, который можно выполнять щетками. А так же различные варианты щеток. Если у ребёночка повышенный рвотный рефлекс, то можно использовать щётки с ограничителем. Если карапузу не нравится классическая зубная щётка, то можно использовать силиконовый напальчник с щетинками. Главное, что бы малышу нравилась щеточка для массажа и она вызывала приятные ассоциации.


Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, KNOPA, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1080

  • KNOPA
  • KNOPA аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 35
  • Спасибо получено: 42
Фесс-прочитала как то на одном дыхании Ваши письма,почему то ни когда про массаж языка не слыхала,и честно даже и не догадывалась что возможно и такое воздействие на какие то факторы в нашем организме.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Фесс, Валюха

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1093

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
KNOPA, благодарю за добрые слова.
Да, конечно в логопедии часто прибегают к практике массажа языка. Но это не отдельная процедура. Массаж языка является одним из этапов логопедического массажа. Сначала мы массируем артикуляционные и жевательные мышцы (проще говоря, делаем массаж лица, схему я ранее прикладывала), а затем помогаем языку расслабиться (ведь язык - это мышечный орган). Понять насколько важен такой массаж нам с вами поможет "перенос ситуации на себя", т.е. попробуйте сильно - пресильно напрячь и сжать мышцы щек, например. В таком состоянии и говорить невозможно и пить и есть. Или попробуйте язык напрячь, и в таком состоянии, когда он не поддается движениям покушать или попить или сказать что-то. Очень сложно получается :(
Когда мы говорим о логопедическом массаже лица и языка (я простым языком даю определения) мы помним, что таким образом, помогаем ребёнку не только заговорить, но и облегчить процесс питья и жевания пищи.
Если брать глобально, то я обязательно ещё включила бы массаж шеи и плечевого пояса, массаж рук и кистей рук и ступней. :silly:
Массаж шеи и плечевого пояса позволяет расслабить мышцы в этой зоне, что упрощает и усиливает расслабление мышц лица и языка.
Массаж кистей рук расслабляет и улучшает состояние и "работу" рук, а так же стимулирует развитие речи (помните, мы уже ранее говорили о том, что в головном мозге зоны, ответсвенные за движения кистей рук и речевого развития находятся очень близко). А массаж ступней ног - это своего рода рефлексотерапия. Ведь на ступнях огромное количество проекций внутренних органов (а внутренние органы тоже могут испытывать дискомфорт из-за дисбаланса мышечного тонуса скелета).
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, Валюха, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1252

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
Продолжаем разговор - и сегодня мы немного поговорим об артикуляционной гимнастике. Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление, развитие подвижности и правильного уклада мышц артикуляцонного аппарата (т.е. всех тех мышц, которые участвуют в речи). Такую гимнастику мы выполняем со всеми детками без исключения. Различают активную артикуляционную гимнастику - когда все движения малыш выполняет самостоятельно, и пассивную - когда движения выполняются руками логопеда или мамы (я очень упрощено даю определения) ;). Если мы посмотрим на деток с дцп, то мы увидим, что у всех отмечается разная степень выраженности заболевания и есть детки, которые могут, в принципе, самостоятельно выполнять гимнастику - в таком случае мы только поощеряем стремление ребёнка и хвалим каждое его усилие. Единственным условием является контроль за правильностью выполнения движений. Очень карапузам нравится работать совместно со взрослым и выполнять гимнастику по подражанию (когда взрослый показывает, а малыш повторяет).
Ниже я приведу примерные движения такой гимнастики (см.фото). Но помните, что движения подбирает специалист, исходя из потребностей и состояния органов артикуляции, каждого конкретного ребёнка. Не стоит самостоятельно "назначать" малышу все движения.
Прежде, чем приступить к самой гимнастике, я скажу пару слов об условиях её выполнения:
1. Хорошее настроение и самочувствие ребёнка
2. Комфортные условия комнаты, в которой проводятся занятия (температура, доступ свежего воздуха и пр.)
3. Всегда начинаем с более лёгкого для малыша движения
4. Каждое следующее движение добавляем после того, как хорошо выполняется предыдущее
5. Всегда хвалим ребёнка
6. Лучше всего гимнастику проводить в игровой форме
7. Следим за тем, что бы ребёнок не переутомился! (одно из самых важных условий успеха)
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1253

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
Ориентировачная схема активной артикуляционной гимнастики.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Светлана

Восстановление речи у деток с ДЦП. 1 год 5 мес. назад #1254

  • Фесс
  • Фесс аватар
  • Не в сети
  • Осваиваюсь на форуме
  • Сообщений: 36
  • Спасибо получено: 57
Прошу прощения - неполадки при вложении фото. Итак, активная артикуляционная гимнастика - варианты движений.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Мята, Светлана
  • Страница:
  • 1
  • 2