Если мы ведём разговор о детках, которым пока не подвластна активная артикуляционная гимнастика, то с ними мы выполняем
пассивную гимнастику. Обязательно помним, что очень важен психологический настрой карапуза - мы всячески настраиваем и стимулируем его на работу. Да, да - несмотря на то, что все движения выполняет логопед (или мама) - малыш активно работает, что требует обязательной похвалы!
Ниже я приведу ориентировочные движения такой гимнастики, но нужно помнить, что все движения подбирает специалист после осмотра ребёнка и оценки состояния его органов артикуляции.
I. Расслабление мышц шеи.
1) одна рука логопеда под шеей ребёнка, вторая у него на лбу - плавно и нежно поворачиваем голову малыша то вправо, то влево ;
2) положение рук логопеда как в п.1 - осторожно наклоняем голову малыша вперёд - назад (поочередно) - как бы, киваем головой ребёнка
II. Работа с мышцами щечной области и губ.
1) поочередно поднимаем щеку кверху, как бы подмигиваем за ребёнка
2) собираем губы в трубочку
3) растягиваем губы в весёлой улыбке
4) растягиваем губы в грустной улыбке
5) поочередно поднимаем уголки губ
6) поднимаем верхнюю губу, обнажая десну
7) опускаем нижнюю губу, обнажая десну
и др.
III. Гимнастика для языка
1) шпателем слегка прижимаем язык вниз
2) аккуратно приподнимаем язык кверху (удобнее всего выполнять это движение пальцами, обернутыми марлевой салфеткой)
3) поочередно двигаем язык вправо - влево
4) выводим язык кверху за верхнюю губу
5) выводим язык книзу за нижнюю губу
и др.
Принципы пассивной артикуляционной гимнастики теже, что и у активной: хорошее настроение и самочувствие ребёнка ; комфорт в комнате, где проводится занятие; обязательна позвала ребёнка ; комментируем каждое движение ; следим за тем, что бы ребёнок не переутомился.