Тактика и действия родителей, для обучения ребёнка Аутиста
-Терпение родителей самое главное
-Человечность
-Надежда на лучшее
-Вера в успех
-Вы не можете избавить от особенностей но научить жить таким как ребёнок есть точно можете
-Научить самовыражению, общению с другими, самообслуживанию, проводить время
-Научить быть счастливым
-Создайте ребёнку эмоционально психологический комфорт, чувство уверенности и защищённости. Постепенно обучайте новым навыкам и поведению.
-Научитесь заинтересовано наблюдать интерпретируя в слух каждое его слово и жест. Это поможет расширить его внутренний мир, выражать свои чувства и эмоции словами.
-Налаживайте и учите налаживать ребёнка не вербальный контакт с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики, вовлекайте и вовлекайтесь в индивидуальную и совместную деятельность.
-Задания должны быть по схеме с видимым конечным результатом, это успокаивает ребёнка, и придаёт смысл.
-Занимайтесь, если ребёнок подходит к предмету, называйте предмет, давайте в руки, подключайте зрение,слух, кожу.
-Повторяйте многократно предназначение предмета, пока он не войдёт в поле зрения ребёнка и не привыкнет к нему.
-Когда ребёнок погружен в какое-то задание, занятие, называйте предметы, которых он касается, он будет пытаться назвать , или сказать хоть слово.
-Если ребёнок погружен в игру манипуляция с предметами, обязательно придайте смыл: разбрасывает ребёнок кусочки бумаги, устраивайте салют, выкладывает кубики стройте дом.
-Игра с чёткими правилами , а не сюжетно-ролевая, чтобы ребёнок понял правила. Проигрывайте игру много раз, много раз повторяйте, каждое действие комментируйте, чтоб ребёнок понял правила, и игра превратилась в ритуал.
-Все проблемы решайте и учите решать поэтапно, ставьте перед собой ближние цели. Сначала помогите ребёнку избавиться от страхов, потом выработайте тактику и правила как Вы будете реагировать на агрессию к Вам и самоагрессию ребёнка. И потом только как подключать ребёнка к общему взаимодействию играм с другими детьми.
-Проводите занятия по развитию эмоционально-волевой сфере: изучение эмоций, угадывание и изучение настроений, чтобы ребёнок сам изображал эмоции, выбирать героев с хорошей мимикой, живой. Обязательно поощряйте ребёнка за правильно названные эмоции.Это очень важные занятия, так как аутистам тяжело дифференцировать эмоции и чувства свои и других людей.
-Проводите тактильные игры:помогайте ребёнку осознавать своё тело.
-Приобщайте к театральным представлениям: В начале будет бурное сопротивление, но если проявится твёрдость задействовав систему стимулов и поощрений, ребёнок будет делать и радоваться.
-Придумывайте истории где хорошие плохие герои. Это поможет усвоить ребёнку что такое хорошо что такое плохо. Разыгрывайте ситуации с куклами , постепенно вводите какие-то изменения.
-Помните что аутичные дети видят смысл деятельности, когда она чётко распланирована. Расскажите какой будет распорядок дня, куда и когда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Каждому заданию нужно придавать целевой характер, добиваясь осмысленности.
-Для привлечения ребёнка к совместной деятельности с Вами и другими людьми, можно привлекая к классификации, сортировке предметов: разложить карандаши по цвету.
-Если не очень знакомый ребёнок, дети играют возле вашего ребёнка, или пытаются играть с Вашим ребёнком не оставляйте резко одного, чтобы он с ними начал взаимодействовать, это снизит его уровень тревожности, боязнь нового, потому что он будет видеть знакомые лица.
-Все Ваши действия должны быть слажены, чтобы ребёнку было комфортно, чтобы он имел перед собой образ, конечный результат каждого действия, и учился взаимодействовать.
-Помните какую бы Вы не пробовали терапию с аутизмом Вам жить, поэтому надо и стоит научиться понимать логику своего ребёнка, сенсомоторику, интеллектуальное, коммуникативное развитие. То есть понять и принять мир ребёнка и научить жить в этом мире, котором он родился, для того чтобы ему было проще жить, комфортнее, счастливее.
-Ребёнка аутиста привлекают яркие кубики, гладкая лакированная поверхность,матрёшка, звуки, неваляшка, пересыпание из рук в руки блестящих камешком, кольца из пирамиды, пуговицы. То есть манипуляция с предметами с привлекательными сенсорными свойствами. Именно сенсорные свойства проявляют активный интерес к предметам-нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ранять на пол. Нюхать, пробовать на вкус.
-Проводите так же новые сенсорные игры с новыми предметами для новых сенсорных ощущений:
Зрительные ощущения-видит яркие цвета, их перетекание друг к другу, смешивание
Слуховые ощущения-давайте слушать разнообразные звуки
Тактильные –ощупывает по средствам прикосновений
Двигательные-ощущения от движения тела в пространстве и ритма движения-ходьба, бег, танцы
Обонятельные-ребёнок вдыхает и учится различать разные запахи
Вкусовые-пробует и учится различать вкус разных продуктов