Песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
Это метод игровой терапии берущий свои корни в аналитическом подходе К. К. Юнга. Имеющий своих продолжателей в лицах английского доктора М. Ловенфельд и её ученицы Доры Калфф. Работающих вначале и середине XX-го века.
Данный метод терапии приобрёл и продолжает набирать популярность в наши дни.
Что это такое?
Это метод позволяющий «без слов» отразить внутренний эмоциональный мир ребёнка. Увидеть его проблемы и переживания. Внутренние тревоги и конфликты. Надо отметить конфликты, как внешние, т.е. то как он «переживает» происходящие с ним и вокруг него события, так и внутренние, которые уже имеют или ещё не имеют решения.
Это метод позволяющий без внешнего влияния (а это очень важно, если ребёнок не очень хочет активно общаться со внешним миром и рассказывать о своих проблемах), увидеть отражение души ребенка.
Как это работает?
В основе песочной терапии лежит понятие «символ». То есть искусственно создаётся символическая модель внешнего мира. Начиная от оборудования песочной терапии:
- это непосредственно сам песок;
- символическое отражение мира, это специальная ёмкость, окрашенная, в голубой цвет, ассоциирующаяся с небом и водой;
- и сами символы - это разнообразные миниатюрные фигурки, отражающие, наш, реальный мир. Например, дома, машины, люди, цветы, деревья, транспорт, еда и мн. другое.
- а также символы «нереального мира» – сказочного. Это различные персонажи сказочных, мультяшных и мифологических героев.
В каждом ребёнке природой заложена познавательная сфера. В детском возрасте познавательная сфера наполняется знаниями и развивается с помощью игры. Так вот именно с помощью игры, пользуясь фигурками символами, настоящего внешнего и сказочного мира, размещая их в искусственно созданное пространство ассоциирующееся с внешним миром и песок, ребёнок отражает внутреннее состояние себя. Которое он не может, не умеет, или по каким-то причинам не хочет выразить словами.